Содержание оснований и обвалований резервуаров
Практика эксплуатации резервуаров показывает, что даже незначительная осадка песчаных подушек и днищ у наземных резервуаров может привести к обрыву приемно-раздаточных патрубков, к поломке фланцев у коренной задвижки и прочим неисправностям, способным привести к авариям. В свою очередь, аварии могут привести к потере значительного количества нефтепродуктов. Даже незначительные отклонения от строго вертикальной установки резервуаров могут затруднять, или сделать невозможным ведение точного замера НП в резервуаре.
Чтобы исключить размыв следует обеспечить отвод от них поверхностных вод (дождевых и талых). Самыми опасными из всех считаются ливневые воды. Отдельные резервуары или резервуарные парки внутри обвалований должна монтироваться с определенным уклоном в сторону отводных трубопроводов и канализационных устройств.
Также, песчаные подушки разрушаются за счет размыва их нефтепродуктами, если есть течь в днищах, или при зачистке резервуаров водой. Вновь установленные резервуары емкостью 20003м и более подлежат проверочной нивелировке окраски днища не менее чем в 8-9 точках по утору, в течение первых 5 лет их эксплуатации, но не реже одного раза в год. Неправильная осадка резервуара может обнаружиться при осмотре с применением откосов. После ремонтных и прочих мероприятий, в процессе которых могло возникнуть частичное разрушение обвалования, администрация нефтебаз или организаций, которые производили работы, обязана организовать немедленное их восстановление.
Эксплуатационный уход за корпусом и оборудованием резервуаров
Эксплуатация резервуаров считается недопустимой до их полного оснащения оборудованием, арматурой и гарнитурой, которые предусмотрены проектными планами или соответствующими стандартами.
Правильная эксплуатация предполагает регулярную диагностику поверхностей резервуаров (включая корпус, крышу и днище сооружения), а также всего резервуарного оборудования и оснастки. Для регистрации контроля предусмотрен специальный журнал. Рекомендуемая форма журнала:
№п/п | Объект осмотра | Дата осмотра | Отметка об устранении неисправностей и подпись ответственного лица |
Задача подобных осмотров — это своевременное выявление всех неисправностей и дефектов. В процессе диагностики следует обратить особое внимание на сварные вертикальные швы нижних поясов, швы, расположенные на сопряжении нижнего пояса с днищем (в частности, на швы уторного уголка при его наличии).
Обнаружить мельчайшие волосные трещины или отпотины в резервуарах с легко испаряющимися продуктами, достаточно сложно в условиях высокой температуры вытекающая жидкость быстро испаряется. Поэтому, поиск подобных дефектов следует перенести на холодное время суток (вечер, или ранее утро). Промазка швов мелом поможет обнаружить дефекты (на меле появляются пятна, которые подтверждают наличие течи или отпотин). Если обнаружены трещины в швах или на других поверхностях резервуара, то емкость должна быть незамедлительно опорожнена и поставлена на ремонт, это повзолит избежать утечки и сохранить нефтепродукты.
Так же необходимо контролировать состояние лестниц и площадок резервуаров. Данные объекты требуется регулярно очищать от снега и наледей; регулярно проверять исправность перил и поручней. Запрещено загромождать лестницы и площадки на крыше резервуаров оборудованием и прочими предметами.
В случае замерзания арматуры резервуаров, она отогревается при помощи острого водяного пара или горячей воды. Отогревание оборудования или корпусов резервуаров открытым пламенем или накаленными предметами недопустимо. Также запрещено выполнение работ инструментами, которые предполагают искрение или высокие температуры, способные вызвать взрыв или возгорание.
При защите корпуса и кровли резервуаров от ржавления большое внимание следует уделить исправному содержанию внешней поверхности. Прежде, чем приступить к окраске необходимо тщательно очистить все поверхности резервуара (корпус и крышу) от ржавчины и прочих загрязнений. Процедура очистки от ржавчины, грязи, окалины осуществляется скребками, металлическими щетками вручную или пескоструйными устройствами. Наиболее эффективным считается последний способ очистки, ввиду того, что песок, который подается через шланг под давлением 2-3 ат, лучше очищает как плоские поверхности, так и швы, углубления и прочее. В заключении, грязь и пыль смываются водой, корпус и крышу протираются сухими тряпками или ветошью. Жирные пятная удаляют бензином или уайтспиритом, а затем, предварительно проверив качество очистки, приступают к нанесению краски. Наиболее оптимальными для окраски резервуаров считаются светлые цвета или алюминиевая краска, которые позволяют сократить потери легких нефтепродуктов от испарения.
В таблице приводятся составы нескольких красок, применяемых для окраски резервуаров:
Наименование | Состав | Примечание |
Алюминиевая краска | Алюминиевая пудра 0,9 кг, олифа 4,5 кг, или алюминиевая пудра 5 кг, лак №177 16,5 кг, скипидар 3,1 кг | Количество краски рассчитано на 100 м3 окрашиваемой поверхности. Скипидар можно заменять уайтспиритом или бензином в том же количестве |
Белила сорта 0 | Сухие цинковые белила 56%, льняное масло 33,3%, сиккатив 0,1%, льняная олифа 10,6 % | Как наполнитель используют легкий шпат: 20-21% для сорта 0; 40-43% для I сорта |
Густотертые белила сорта 0 | Олиф до 20%, сухой пигмент 80% | |
Сурик железный (густотертая краска) | Олиф 19-24%, пигмент 76-81% | Для увеличения антикоррозионных свойств следует добавить нафтенокислый алюминий |